Дайв-центр PADI 35665"LA-Club"

Тел: +380503240255 +380503240109
E-Mail:
Адрес:Бульвар Академика Вернадского 32, Киев, 03142, Украина

31.05.2006 Кессонная болезнь

Примерно в середине XIX в. произошел такой случай. Три водолаза, проходившие обучение в Марселе и Тулоне, вышли из воды, чувствуя себя совершенно нормально, но полчаса спустя они заболели, а через два часа умерли. Бывали случаи, когда водолазы, поднявшись на поверхность, испытывали боль в конечностях и иногда - в области грудной клетки, головокружение, удушье, ослабление зрения и слуха. Бывали случаи паралича, особенно паралича ног, и пострадавшие на всю жизнь оставались инвалидами. Были случаи со смертельным исходом. И никто не знал - отчего.


От этой таинственной болезни страдали не только водолазы. В 1841 г. было изобретено новое устройство для подводных работ под названием "кессон". Простой вертикальный железный цилиндр, открытый с обеих сторон, погружался в воду. Нижний его конец покоился на дне, верхний же возвышался над поверхностью. Цилиндр освобождался от воды путем подачи в него сверху сжатого воздуха. Некоторые работавшие в кессонах люди жаловались потом на боль в суставах, но это приписывалось действию сырости.


В 18б2 г. кессоны были применены на строительстве железнодорожного виадука. В результате один инженер заболел параличом, а двое рабочих умерли. Против предпринимателей, обвиненных в нарушении правил безопасности,  было возбуждено судебное дело, однако иск пришлось отклонить на том основании, что причина смерти осталась невыясненной. Сходство между "водолазным параличом" и "кессонной болезнью" было явным, и оно со всей очевидностью трагически подтвердилось пять лет спустя.
Двадцать четыре водолаза, пользовавшиеся скафандрами конструкции Зибе, работали по найму в Эгейском море и добывали губки. Десять из них умерли. Все они спускались на большие глубины, старались оставаться под водой как можно дольше и поднимались на поверхность с максимальной скоростью.


К этому времени общепризнанной стала теория, объяснявшая болезнь повышенным давлением, и некоторые подозревали, что она является следствием чрезмерно быстрой декомпрессии. Однако истинная природа кессонной болезни, как ее теперь называют, оставалась тайной до тех пор, пока она не была изучена французским ученым Полем Бертом.
Берт интересовался проблемами дыхания альпинистов и воздухоплавателей в условиях пониженного давления воздуха. Попутно он занимался исследованием дыхания водолазов, поскольку давление воздуха, которым они дышат, измеряется той же шкалой, только по другую сторону нулевой отметки.
После многолетних исследований и практических опытов он, наконец, открыл те естественные законы, которые легли в основу наших современных знаний о воздействии давления на всех, кто летает, взбирается на вершины гор и спускается в морские глубины.


Вдыхаемый нами воздух растворяется в крови и вместе с нею попадает в ткани. Чем выше давление, тем больше воздуха растворяется в крови. Воздух состоит в основном из кислорода и азота. причем кислород расходуется в тканях. Азот же остается неиспользованным, поэтому когда водолаз дышит сжатым воздухом, у него в организме быстро накапливается больше азота, чем может обычно разойтись по крови и тканям. Пока давление поддерживается на высоком уровне, водолаз не чувствует боли. В этом отношении водолаза можно сравнить с бутылкой, наполненной лимонадом. Шипучая жидкость образуется путем закачивания газа в бутылку под давлением. Пока давление высокое, газ в лимонаде находится в растворенном состоянии. Если же давление ослабить, откупорив бутылку, газ устремится наружу. То же происходит с водолазом, если давление воды вдруг прекращается: находящийся в крови избыточный азот рвется наружу.


Опасность распознается не сразу, поскольку сжатым воздухом дышится также легко, как и обычным; в этом убедилась группа муниципальных советников, посетившая строительство новой штольни. По этому случаю советники захватили с собой бутылку шампанского. Каково же было их удивление,когда, откупорив бутылку, они обнаружили, что вино "выдохлось". Шампанское, как и лимонад, газируется, но повышенное давление в штольне не позволило углекислому газу выйти из бутылки. Муниципальные советники не знали этого, и все, кроме одного, отказались от шампанского. Этот одни выпил три стакана, заткнул бутылку пробкой и сунул ее в карман.


Потеха началась после того, как советники поднялись в тамбур между штольней и поверхностью, где давление постепенно понижалось. Тут и раздался громкий взрыв, и один из советников прокричал, что его застрелили. Оказалось, выстрелила бутылка, и в лицо ему угодила пробка. Углекислый газ, содержащийся в бутылке, стал пениться. То же происходило и в желудке человека, выпившего три стакана "выдохнувшегося" шампанского. Он отделался легкими коликами в животе. Другое дело, если бы пузырьки азота оказались в крови и тканях: они принесли бы гораздо больше вреда. Воздушная пробка, образовавшаяся в суставе, может привести к скручиванию конечности - отсюда и происходит название "скручивание". Пробки в позвоночнике вызывают паралич ног, а попадание пузырьков азота в сердце приводит к смерти.


К счастью для водолазов, кровь гуще воды, поэтому образование пузырьков в ней затруднено, если давление не понижается слишком резко. Профессор Берт установил, что если давление уменьшается постепенно, кровь и ткани могут избавиться от избыточного азота и пузырьки образовываться не будут. Кессонной болезни, следовательно, можно избежать, если водолаз будет подниматься медленно. Профессор Берт указывал, что подъем должен быть ступенчатым, с одинаковой скоростью.
Указанный способ применялся восемьдесят лет назад. А потом английский ученый усовершенствовал его. Этот ученый - профессор ДжС.Холдейн, член Комитета по глубоководным спускам, впервые созданного английским Военно-морским министерством.


После проведения большого числа опытов на животных и людях Холдейн установил, что ступенчатый подъем, с задержками на определенных глубинах для декомпрессии, быстрее и безопаснее для водолазов, чем медленный и равномерный. Это открытие было с успехом проверено испытаниями, проведенными в 1906 г. лейтенантом Даманом и артиллерийским офицером Катто из Королевского флота. Они увеличили предел глубины безопасного спуска до 204 футов.


Холдейн составил таблицу режима декомпрессии, точно указывающую продолжительность остановок водолаза на каждой ступени подъема в зависимости от глубины спуска и времени пребывания на этой глубине. Если водолаз опускался на тридцать три фута, то никакой декомпрессии не требовалось. Получасовое пребывание на глубине 66 футов требовало одной остановки на пять минут для декомпрессии; часовое пребывание на той же глубине - двух остановок общей продолжительностью тридцать минут: в то же время всего лишь семиминутное пребывание водолаза на глубине 204 футов требовало двадцати минут на подъем с пятью остановками, а двенадцатиминутное пребывание на той же глубине - тридцати двух минут с шестью остановками. Пребывание на глубине 204 футов дольше двенадцати минут требовало гораздо более продолжительной декомпрессии, но и при этом не считалось вполне безопасным. 


Такие медленные подъемы с многочисленными и длительными остановками не только неприятны, но и не всегда практически возможны. Они утомительны и сами по себе. а пребывание в холодной воде, да еще во время сильных приливов, делает их просто изнурительными и нередко опасными. Ввиду этого системы Холдейна почти не позволяла выполнять на глубине 204 футов какую-либо полезную работу до тех пор, пока сэр Роберт X. Дэвис, служащий фирмы "Зибе. Горман и компания", не разработал новый способ декомпрессии. Он изобрел прибор, называемый "подводной камерой Дэвнса". 


Указанная камера подвешивается к лебедке или крану, находящемуся на борту водолазного судна, и имеет в дне люк. через который водолаз может проникнуть внутрь на первой же стадии декомпрессии. Пока камеру тянут вверх, находящийся в ней водолаз может продолжать декомпрессию, уже будучи изолирован от воды. Давление внутри камеры может постепенно уменьшаться в соответствии с таблицей. 


Дэвис установил также, что продолжительность декомпрессии может быть сокращена, если в камеру вместо воздуха подавать кислород, В соответствии с этим была разработана новая таблица. Теперь водолазу после двенадцатиминутного пребывания на глубине 204 футов требовалась для декомпрессии уже двадцать одна минута, причем в течение семнадцати минут он находился в сухой камере. Кроме того, предел глубины безопасного погружения был увеличен до 300 футов. 



Новые камеры и таблица были проверены вторым Комитетом по глубоководным спускам военно-морского министерства, созданным в 1930 г. В Лох-Файн были осуществлены спуски на глубину 320 футов. Но на этой глубине были обнаружены две невидимые опасности: азотная и кислородная. 
Прежде азот не считался опасным, поскольку можно было избежать образования газовых пузырьков, не допуская чрезмерно быстрой декомпрессии. Теперь же выяснилось, что на глубине примерно 240 футов (а для некоторых водолазов и меньше) сжатый азот действует на мозг водолаза, как наркотическое средство. Степень его воздействия варьируется в зависимости от организма водолаза, но обычно азот затуманивает сознание человека, летает его легкомысленным и слишком веселым. Многие водолазы утверждают, что азот действует на них опьяняюще, ПОЭТОМУ и труд их становится менее производительным. Кроме того (и это самое главное), под действием азота водолаз становится опасным для самого себя. Легкое, безответственное, безрассудное отношение к делу - не та норма поведения, которая должна быть присуща глубоководному водолазу. Второй невидимый враг - кислородное отравление - открыт профессоров Бертом. Он испытал кислород как средство ускорения декомпрессии и пришел к вывод}', что вдыхание чистого кислорода на глубине более 33 футов опасно. Если же вдыхать кислород в смеси с обычным воздухом, то его отравляющее действие сказывается на глубине около 400 футов. Фактически опасность проявляется уже на глубине 300 футов. 
Таким образом, стало ясно, что при пользовании сжатым воздухом предел безопасного погружения уже достигнут и что для спуска на большие глубины требовалась какая-то новая газовая смесь. В нее должен входить кислород, необходимый для поддержания жизни; при этом во избежание отравления кислорода в смеси должно быть относительно меньше, чем в атмосферном воздухе. Что касается азота, то он не нужен и не пригоден для такой смеси. Задача заключалась в том, чтобы найти газ, наиболее пригодный для смешивания с кислородом. 

Была испытана водородно-кислородная смесь, оказавшаяся идеальной для дыхания, но она, к сожалению, способна взрываться. Опасность взрыва исчезает лишь в случае, если количество кислорода в смеси составляет очень незначительный процент. Сын профессора Холдейна установил, что смесь может быть безопасной при условии, если одна часть кислорода приходится на двадцать четыре части водорода. Но такое соотношение недостаточно для поддержания жизни человека, во всяком случае, при нормальном атмосферном давлении. Однако на глубине 100 футов возросшее давление увеличивает количество в четыре раза. Одновременно возрастает в четыре раза и количество водорода, что, однако, не снижает ценности содержащегося в смеси кислорода и в то же время устраняет опасность взрыва. 


Таким образом, оставалось преодолеть лишь одно препятствие - сто футовый рубеж глубины. Арно Зеттерстром молодой шведский инженер, предполагал, что этого можно достичь, если в начале и в конце спуска пользоваться обычным сжатым воздухом. В 1944 г., после четырех лет научных изысканий и опытов, он проверил свою теорию. Зеттерстром дышал сжатым воздухом до тех пор, пока не достигал стометровой глубины, а затем переключался на газовую смесь, состоявшую из 4 "/о кислорода и 96 % водорода. Так он погружался на глубину 363 фута. Поднимаясь, он снова останавливался на сто футовом рубеже и переключался на сжатый воздух. Погружение было прекрасно продумано и осуществлено, и Зеттерстром не испытал никаких вредных последствий. Годом позже он спустился на глубину 528 футов. 


Зеттерстром не искал славы любой ценой. Конечно, он был смел, дерзок и решителен, но отнюдь не безрассуден. Его спуск и на этот раз был тщательно подготовлен и очень умело выполнен. Зеттерстром вполне заслуживал успеха, и не его вина, что эксперимент закончился столь трагично. 
Во время подъема он должен был пройти ступенчатую декомпрессию, основанную на собственных расчетах, ибо никаких таблиц для такой глубины тогда еще не было разработано. Все шло хорошо, пока он не поднялся до глубины 1б5 футов. Разумеется, все сошло бы благополучно, если бы не ужасная ошибка подручных, находившихся на поверхности. Они не поняли совершенно ясных и простых инструкций и непрерывно тянули водолаза вверх. Он проскочил не только 165-футовую, но и последнюю декомпрессионную ступень и, что самое неприятное, 100-футовый рубеж, где ему следовало задержаться, чтобы снова переключиться на сжатый воздух. Сами того не сознавая, эти люди убивали его, а он был бессилен чем-либо помешать. По мере того как понижалось давление, кислорода становилось все меньше и меньше, и Зеттерстром потерял сознание еще до того, как достиг поверхности. Он умер на борту судна. Это был весьма трагический случай в водолазной практике. 


Между тем проводились опыты с кислородно-гелиевой смесью. Гелий обладает важными преимуществами перед всеми другими испытывавшимися газами. Он лишен опасных опьяняющих свойств, присущих азоту в условиях большого давления, и взрывчатых свойств, присущих водороду. Кислородно-гелиевая смесь может без риска подаваться с поверхности на дно и является идеальной для дыхания на большой глубине. 

Американский физик Элиху Томсон предложил применить кислород и гелий при спуске под воду. В США же был проведен и первый опыт. Установлено, что хотя гелий под давлением (в отличие от азота) и не опьяняет водолаза и не толкает его на легкомысленные поступки, но он тоже может вызвать кессонную болезнь, если не производить ступенчатую декомпрессию. 
Известно, что гелий поглощается и выделяется быстрее азота, ПОЭТОМУ первая остановка должна быть сделана на большей глубине, нежели при дыхании азотом. 
Военно-морским флотом США была составлена специальная декомпрессионная таблица, рассчитанная на кислородно-гелиевую смесь. Эта таблица увеличивает предел безопасного спуска до глубины, намного превышающей 300 футов. Опасности кислородного отравления можно избежать, если соотношение компонентов смеси привести в соответствие с глубиной погружения. 
Английское Военно-морское министерство начало производить опыты с кислородно-гелиевой смесью в 1946 г. В следующем году эта смесь была применена при спуске под воду в Лох-Файн, а в 1948 г. старшина Уилфред Боллард достиг грунта на глубине 540 футов.

Паль Берт - французский ученый, заявивший, что давление воды влияет на количество растворенного азота с крови. Для избежания инцидентов, связанных с декомпрессией, он рекомендовал медленный подъем.

 

 

 

Джон Скотт Халдэйн изучал насыщение азотом и декомпрессию. Он сконструировал таблицы, подсказывающие, как долго нужно провести на определенной глубине, чтобы азот вышел из организма.



Другие статьи

Дайвинг и беременность


Морская болезнь


16 секретов экономии воздуха


APNOE
АПНОЭ - сознательная или непроизвольная задержка дыхания

Сигареты и дайвинг

Курение – одна из наиболее предотвратимых причин болезней и смертей.








АВТОРИЗАЦИЯ
E-Mail:
Пароль:
Зарегистрироваться

ПОИСК ПО САЙТУ

PADI authorized Dive Center

ТОП НОВОСТИ
11.11.2015 Ведется постоянная запись на инструкторские и студенческие курсы по оказанию первой медицинской помощи Emergency First Response
Даты проведения: 2 курса в первое и третье воскресенье каждого месяца.
Место проведения: Киев.


11.11.2015 Расписание инструкторских курсов PADI в 2016 году
В 2016 году на базе нашего клуба в Киеве будет проведено два курса подготовки инструкторов PADI.

Первый курс - с 19 по 30 мая. Экзамен - с 31 мая по 01 июня.

Второй курс начнется 22 сентября, закончится 03 октября. Экзамен - 04-05 октября.




10.10.2015 Постоянная запись на инструкторские курсы по любым специальностям PADI

Даты проведения: ежемесячно.
Место проведения: Киев, наш клуб



Курс  Инструктор PADI Курс   Инструктор EFR Курсы PADI Специальности PADI Новости Отчеты Статьи Заметки ПРАЗДНОШАТАЮЩЕЙСЯ Полезная инфа Фотогалерея О центре FAQ База знаний Контакты Наши друзья и коллеги RSS


Дайв-центр PADI 35665 "LA-Club" , © 2008